Пояс неверности
Пояс неверности
С 1776 года по настоящее время Соединенные Штаты отняли у коренного населения Северной Америки примерно 1,5 миллиарда акров земли (600 миллионов гектаров), что в 25 раз превышает территорию Великобритании.
С самого первого контакта между европейскими колонистами и коренными жителями Северной Америки в начале семнадцатого века и до второй половины восемнадцатого предпринимались попытки найти способ мирного сосуществования и налаживания отношений. Приходилось искать и находить способы принятия решений и заключения мирных договоров, учитывавшие не только интересны но и тонкости ведения ведения переговоров, значимые для участников. Но начиная с 1774 года и до 1832 года — период, в котором были заключены основные договоры между представителями независимых индейских народов и США для установления границ территорий и рамок поведения на этих территориях для обеих сторон. Формы этих договоров были практически идентичны Парижскому договору, положившему конец войне за освобождение между США и Великобританией. Окончательный договор содержал пакт, одобренный Конгрессом США. В 1871 году Палата представителей приняла документ о присвоении независимым племенам статуса народов, с которыми представителям США надлежало заключать договора, что закончило более чем столетнюю историю переговоров между представителями коренных народов Америки и США.
«Великие нации, как великие люди должны держать слово»
«Великие нации, как великие люди должны держать слово»
В 1971 году Высший суд США закрепил за индейскими племенами статус независимых наций. За большой период времени отношение и понимание дипломатии между сторонами прошло путь от «величественных церемоний» до индейского термина «дурные бумаги», что, безусловно отражало суть их понимания договоров с колонизаторами и их последствий. Именно с конца восемнадцатого века берет начало самый жестокий период покорения коренных народов Северной Америки.
В холле выставки истории переговоров с индейскими племенами музея коренных американцев города Вашингтон размещена цитата представителя Высшего суда США Хьюго Блэка, сказавшего в 1960 году «Великие нации, как великие люди должны держать слово». Эта мудрость пережила много испытаний за историю обретения США тех территорий, которыми сегодня владеет четвертое по площади в мире государство.
В своем эссе «Переговоры с коренными народами» из книги «От нации до нации», Роберт Н. Клинтон, доказывает, что в связи со структурой общества племени, построенной на родственных связях, они воспринимали договор не как статичный документ, а как основу для построения и укрепления взаимоотношений, как один из примеров приводя договор Walking Purchase fraud в колониальной Пенсильвании, стоивший племени Делаверов более миллиона акров земли в последствии. В 1758 году лидер Кайюгов (одного из пяти племен конфедерации Ирокезов) Токаайон сказал об англичанах: «Боюсь, они говорят только своими ртами, а не сердцами». Тем не менее первоначальный период истории Пенсильвании стал образцом мирного сосуществования на одной территории поселенцев и индейцев, об этой пойдет речь ниже.
После принятия важного решения стороны обменивались Вампумами — поясами с нанизанными на них бусинами, использовавшимися в качестве символов, рассказывающих о предмете договора.
После принятия важного решения стороны обменивались Вампумами — поясами с нанизанными на них бусинами, использовавшимися в качестве символов, рассказывающих о предмете договора.
В период с середины семнадцатого века и до конца девятнадцатого индейцы альянса племен Ирокезов заключили около ста договоров с представителями властей Англии, а в последующем и с представителями властей США. Примерно 1800 встреч и переговоров между сторонами были проведены согласно протокола, принятого у Ирокезов. Начиная с середины восемнадцатого века этот протокол являлся своеобразным lingua franca дипломатии и был принят для северо-восточных территорий Северной Америки. В него входило несколько обязательных условий и ритуалов. Первая встреча должна была состоятся «на окраине леса», нейтральной территории, где подробно оговаривались план и место переговоров. Следом за разжиганием «посольского огня» начиналась церемония соболезнований по павшим с обеих сторон со времени последних переговоров. Огонь не должен был погаснуть до конца процесса переговоров. Во время переговоров гарантировалось соблюдение режима тишины и ненападения. Представители обеих сторон говорили в особой манере. Никаких серьезных решений не принималось до того, как пройдет одна ночь во время переговоров, это необходимо было для обретения единодушия среди представителей каждой из сторон, нужного, чтобы принять совместное решение.
После принятия важного решения стороны обменивались Вампумами — поясами с нанизанными на них бусинами, использовавшимися в качестве символов, рассказывающих о предмете договора.
Нужно отметить, что индейцы с настороженностью и пренебрежением относились к датчанам, отказывавшимся соблюдать ритуалы переговоров и старавшимся сократить их длительность
Нужно отметить, что индейцы с настороженностью и пренебрежением относились к датчанам, отказывавшимся соблюдать ритуалы переговоров и старавшимся сократить их длительность
Принятие вампуна означало подписание договора. Вампум мог быть также и отвергнут, что, соответственно, означало непринятие условий и провал переговорного процесса (4). Во время переговоров каждому спикеру предоставлялась возможность высказаться в тишине, в то время как европейские переговоры проходили в атмосфере какофонии спорящих голосов. Со стороны Ирокезов часто было много участвующих и каждый имел право высказать свое мнение в отведенное время. Принимающая переговоры сторона должна была обеспечить табак для раскуривания трубки мира, а также и освежающие напитки, обычно алкогольные, чтобы смягчить жесткий вкус табака. Обычным делом был и обмен подарками, часто Ирокезы приезжали на переговоры целыми семействами.
Длился переговорный процесс от двух недель до месяца и стороны могли, помимо главного предмета обсуждений, разбиваться на группы для переговоров о более мелких проблемах. Очень важна была роль переводчика, который должен был владеть английским языком и языками племен Ирокезов. Переговоры велись при этом на английском, но с соблюдением всех принятых у народов коренных американцев ритуалов. Нужно отметить, что индейцы с настороженностью и пренебрежением относились к датчанам, отказывавшимся соблюдать ритуалы переговоров и старавшимся сократить их длительность.
Анализируя причины, по которым каждая из сторон пыталась выстроить отношения, основанные на взаимном уважении традиций можно сделать заключение о том, что в связи с численным превосходством индейцев европейцам приходилось пойти на дипломатическую хитрость и не ввязываться в стычки с коренными жителями, но стоит заметить, что на этом этапе далеко не все переселенцы относились к местным жителям, как к народам стоящим на более низкой ступени развития. Насилие по отношению к индейцам нередко осуждалось в обществе переселенцев, и, несмотря на происходившие время от времени войны (Зачастую индейские войны были следствием альянсов между враждебными колониальными нациями, например англичанами и французами. Например, такие конфликты, как Война Даммера, Война королевы Анны, Война короля Георга, Франко-индейская война представляли собой конфликты между разными колониальными нациями (англичане, французы и испанцы) с участием индейских племён), стоит отметить, что в период колонизации были предприняты попытки понять друг друга.
Важным атрибутом была «Заветная цепь», термин, являвшийся обозначением альянса пяти племен Ирокезов, а метафорически восходивший к серебряной цепи, поднесенной в дар индейцам англичанами на борту британского судна. Если переговоры имели успех, говорилось, что «Цепь сияет», если же нет, то говорилось, что «Цепь покрывается ржавчиной».
«Заветная цепь» продолжалась вплоть до 1753 года, когда Мохаве объявили об обмане и потере своей земли в Нью Йорке, что по их определению «разорвало цепь».
Сохранилась письменная запись речи вождя Мохаве, Хендрика, который вел переговоры с губернатором Джорджем Клинтоном в Нью Йорке в 1753 году: «Брат, когда мы пришли сюда «сказать наши обиды о наших землях», мы ожидали, что для нас что-то будет сделано, и мы сказали тогда, что, похоже, Заветная цепь наших предков разорвана, и, брат, ты сказал нам, что нам возместят все торговцы Олбани, но мы хорошо их знаем, мы не верим им, потому что они не люди, а дьяволы, и прежде чем мы вернемся домой, мы отправим Вампум нашим братским народам с вестью о том, что «Заветная цепь» между нами разорвано. Брат мой, мы не желаем больше ничего слышать о тебе, и ты о нас больше не услышишь».
Конгресс в Олбани был созван, чтобы восстановить договор о «Заветной цепи», в1754 съезд 25 представителей семи колоний, на котором Б. Франклин выдвинул так называемый «Олбанский план (Союза)» — план создания федерации объединенных колоний на континенте Северной Америки. Конгресс одобрил план, но позднее власти колоний отвергли его, боясь утратить самостоятельность, а Британия — боясь потерять колонии. Несмотря на это, Конгресс способствовал развитию движения за независимость колоний — созыву Конгресса по поводу Закона о гербовом сборе [Stamp Act Congress] 1765, а также успеху Континентальных Конгрессов, но в вопросе восстановления отношений с индейцами усилия колониальных дипломатов провалились накануне франко — индейской войны. Как результат Британское правительство взяло на себя ведение дипломатических отношений с коренными народами, забрав полномочия у колонистов и учредив Британско-Индейский департамент в 1755 году.
в июне 2010 года Королева Елизавета Вторая возобновила договор «Заветной цепи» передав в дар восемь серебряных колоколов, по одному каждому из вождей территории Могаве и шести народам Великой реки в канун трехсотлетия этого договора.
в июне 2010 года Королева Елизавета Вторая возобновила договор «Заветной цепи» передав в дар восемь серебряных колоколов, по одному каждому из вождей территории Могаве и шести народам Великой реки в канун трехсотлетия этого договора.
Одним из исторических примеров установления хороших отношений между колонистами и коренными американцами служит случай Пенсильвании, где будущий основатель штата Уильям Пенн (1944-1718) и лидер народа Делаваров Таманендом заключили договор, не зафиксированный в письменном виде. Переговоры велись в Филадельфии с соблюдением всех церемоний несколько недель с участием вождей и представителей поселенцев, опытных ораторов. Вплоть до 1754 года сообщество квакеров и индейцы жили в мире и согласии на территории Пенсильвании, на классических картинах Уильяма Бирча (1755-1834) изображены индейцы, прогуливавшиеся по построенным поселенцами улицам и посещающие музеи, театры и другие заведения. Сохранился, например «записанный» договор о союзе между знаменитым Пенном и квакерами, с одной стороны, и делаварами — с другой. Согласно этому договору делавары уступали квакерам довольно обширную часть территории своего племени. На этом вампуме изображён индеец и белый, символически держащиеся за руки.
Идиллия завершилась в 1754 году, с оформлением Олбанийской сделки, Новой сделки в 1968 и Последней сделки в 1984 началось выселение коренных жителей с их территорий, что привело к жестокому насилию с обеих сторон .